Антифризы

Антифризы

Антифриз или тосол, что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля?

Начнем мы статью ни с описания антифриза или тосола, а с описания того, как исторически сложилось и развивалось направление развития охлаждающих жидкостей для двигателей автомобиля.
Естественно, все начиналось с воды, это наиболее доступная жидкость,которая "попалась под руку" и первоначально вполне законноотправилась в двигатель, для его охлаждения.

История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза:

Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму,это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратко и "пробежимся".

- Глицерин

Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос- сладкий). Кстати,глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснились пару значительных минусов глицирина, как жидкости применяемой для охлаждения ДВС.Это все жеотносительно высокаятемпература замерзания. Ну иглавный минус, этозначительная вязкость, если еще проще, то он словно кисель. Такая консистенция ОЖсказывается на полезной мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя. То есть, снижет КПД, от которого зависит динамика автомобиля и наше с вами настроение во время поездки.

- Метанол

Метанол — бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого)спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже, также он имел низкую вязкость. Все вроде бы ничего, но онактивно реагировалс алюминием. Такое неблагоприятное соседство могло значительно быстреепривести к поломке двигателя, из-за коррозии его корпусных деталей. Поэтому метанол был признан не пригоднойжидкостью для охлажденияДВС.
Но что более страшно, так это то, что метанол- яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» — метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий — слепота), а 30 мл и более — к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах и антифризах.

- Этанол

Этиловый спирт, именно тот спирт, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, а такжешироко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше)и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.

- Этиленгликоль

Этиленгликоль можно сказать является своеобразнойпанацеей,среди охлаждающихжидкостей для разных температурных режимов, от значительнго минуса до кипения.Именно этиленгликоль массовоприменяется и в тосолах и в антифризах. Фактически он является для них основой. Не рассказать о нем более подробно просто глупо, так как он обладает просто удивительными свойствами.
Удивительность его заключается в том, что 100% этиленгликоль замерзает при температуре всего то -11 – -13 градусов Цельсия, но при добавлении в него воды, температура замерзанияначинаем не повышаться, а понижаться! При чем, наименьшей температуры замерзания раствора этиленгликоль и воды, можно достичь припримерном соотношении 65% этиленгликоля и 35% воды соответственно.При этом температура замерзания ОЖбудет около -70 градусов по Цельсию. Обычный раствор - 60 % этиленгликоля и 40 % воды замерзает при - 45 °С и является фактически раствором антифризов или тосола. Смешивая воду и этиленгликоль, фактически и получается антифриз илитосол, нокроме важны и присадки, а вото них далее...

(Внимание:Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу тела. Он сладкий на вкус, но вот пробовать его не надо, ведь при приеме уже 35 см кубических внутрь, данная доза для человека может быть смертельной.)

Присадки в тосоле и антифризе, как основные критерии выбора ОЖ:

Из списка упомянутого выше видно, что в основном в состав тосолов и антифризов входят спирты, то есть жидкости с низкими температурами замерзания. Также важно выбрать спирт с низкой вязкостью. Кроме того, стоит заметить что для антифриза и тосолаважно отсутствие явного негативного влияния на металлы двигателя, для повышения антикоррозионных свойств материалов, с которыми тосол, антифриз взаимодействует. В основном, все это решается путем добавления специальных присадок в тосол или антифриз. По типу антикоррозийных присадок антифризы или тосол условно делят на две основные группы: силикатный и карбоксилатный антифриз, тосол.

Силикатные антифризы, тосолы- это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, как следует из названия, силикаты, которые при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений образовавшихся в системе. Как правило, силикатные антифризы при их изготовлении окрашиваются в зеленый или синий цвет (каким мы привыкли видеть тосол), что однако, не является строгим правилом.
Карбоксилатный антифриз, тосолыимеет в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. Поэтому расход присадок в процессе использования карбоксилатного антифриза,тосоланевелик, и срок эксплуатации такого антифриза выше. Карбоксилатный антифриз, тосол выпускается чаще всего в виде жидкости красного цвета (каким мы привыкли видеть антифриз). Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичны нежели традиционные силикатныеингибиторы.

Рекомендации при выборе тосола или антифриза

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз, но на основе карбоксилатов. При приобретении тосолаили антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖи должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.

Тосолы и антифризы на силикатной основе намного хуже сопротивляются коррозии материалов, что влечет за собой физико - химическое изменение и как следствие разрушение и отложение. Данные отклонения естественно отражаются и на проходимости системы охлаждения и возможностью справляться с отводом тепла. То есть, ограничивают основную функцию системы охлаждения.
В мире так и не сложилось единственного стандарта для антифризов и тосолов, видимо исходя из причин:
- различных климатических районов;
- до настоящего времени проблема с коррозионной агрессивностью тосола решается разными путями.
Добавление присадок и поиском новой основы для антифриза и тосола - пропиленгликоль и др. Так на сегодня существуют следующие стандарты:

ГОСТ28084-89 - Россия
BS 6580: 1992 - Великобритания
AFNOR NF R15-601 - Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 - США
ONORM V5123 - Австрия
JIS K2234 - Япония
CUNA NC9566 - Италия

Кроме того, как и в отношении моторных масел многие производители автомобилей постоянно совершенствуют и обновляют свои собственные спецификации. По требованиям данных спецификаций выпускаются ряд охлаждающих жидкостей. Например, нормы General Motors USA - Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G концерна Volkswagen:
- G 11 - для легковых автомобилейили легких грузовиков (допускается присутствие силикатов) Требуют замены в строгий период времени, так как силикаты разлагаются и могут в последствии забить каналы охлаждающей системы.
- G 12+ ; G 12++ ; G 12+++ - для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют), то есть антифризы класса G 12 не содержат силикатов и как раз имеют удлиненный интервал замены в системах охлаждения автомобилей. Что мы вам и рекомендуем.

Почему тосол называется тосолом, а антифриз антифризом?

В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз, это заимствование с английского языка т.к. на англ. «antifreeze» – незамерзающий. Тосол же является фактически аббревиатурой с окончанием.
ТОС - расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз еще во времена СССР. ОЛ – окончание, характерное для группы спиртов (например - этанол, бутинол, метанол).
Этот антифриз был разработанеще в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР,поэтому ее применяют до сих пор, многие производители охлаждающих жидкостей.

Основные задачи охлаждающей жидкости – тосола илиантифриза

Вот теперь мы подошли пожалуй к самому главному, с чего стоило начать, но у нас осталось на потом. Ведь нельзя рассказать обо всем сразу. Вот мы оставили обязательное, но не столь эммоцианально -интересное под конец.
На настоящий момент к тосолам и антифризам предъявляются строгие, обязательные требования:

- повышение температуры кипения до температуры порядка +110 градусов по Цельсию;

- предотвращение пенообразования;

- низкая температура замерзания до –60 градусов по Цельсию;

- низкая вязкость;

- ингибирующие свойства в отношении материалов двигателя (алюминий, чугун);

- долговременная химико-физическая устойчивость (на срок эксплуатации от 3 лет или порядка 60 000 км пробега);

Есть заблуждение, чтов антифризыили в тосол добавляют специализированные присадки влияющие на смазывающие свойства. На самом деле «смазывающие» свойства в антифризах ив тосолеобеспечиваются основным составом тосолов и антифризов - этиленгликолем.

В чем различия между тосолом и антифризом

Теперь о насущном, так скажемподведем итог. Ни в одной стране мира нет разделения между охлаждающими жидкостями по ихназванию – антифриз или тосол. Просто есть более совершенные и менее совершенные жидкости, вернее ОЖ. Все зависит от присадок описанных выше. Поэтому выбор остаетсятолько за вами и зависит от вашихпристрастий, от ваших финансовых возможностей и конечно, от целесообразности.В настоящий момент, лучшими являются тосолы антифризы с карбоксилатными присадками, чаще всего это антифризы, поэтому и рекомендации по применению будутна сторонеантифризов. Дополнительно хотелось отметить следующее, что у автомобилей различных марок, моделей, года выпуска нет конструктивной предрасположенности к определенной охлаждающей жидкости будь то тосол или антифриз.Тем не менее, мы бы хотели дать несколько рекомендаций, по использованию тосола или антифриза в вашей машине.

Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан.

Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными,а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого -либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.

При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и силикатными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов и дополнительной смазки, что скажется на ресурсе и износе деталей.

Зимние и летние тосолы и антифризы

Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. На доминирующей территории России примерно одинаковая температура эксплуатации автомобилей зимой, и соответственно содними и те же требованиями к охлаждающей жидкости -тосолам и антифризам. Но существуют уголки в мире и с другими климатическими зонами, напримерАмерика, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки.Также возможно это южные регионы России, где возможно ранее эксплуатировались автомобили, до того, как попали в более холодный климат. Именно в этих местах антифриза или тосолане столь требователен по своим характеристикамк низким температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость, на автомобиле если вы не знаетеего истории,чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах имеет более высокие температуры замерзания, нежели для северных районов. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения и перегрев двигателя.Может растрескаться радиатор, из за расширения охлаждающей жидкости (если этиленгликоля совсем мало),под действием мороза.
Тем кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности,можно воспользоваться рекомендациями абзаца "Определение замерзания тосола антифриза по его плотности" (см ниже).

Определение замерзания тосола антифриза по его плотности:

Разное соотношение этиленгликоля и воды соответственно образуют разную плотность. Так в частности 1 литр воды весит 1 кг, а вот 1 литр этиленгликоля уже 1,120 кг, таким образом из определения веса в 1 литре, то есть фактически из определения плотности можно сделать вывод о содержании этиленгликоля в воде и как следствие резюмировать температуру замерзания для данного раствора.
Измерение плотности тосола, антифризапроизводится ареометром или другими аналогичными, несложными в применении прибором. Как правило это обычный поплавок, который тонет в зависимости от плотности на разную глубину. Ведь при разной плотности сила Архимеда будет тоже различна, сила Архимеда - этосила равная массе вытесняемого раствораобъемом погружаемого в него тела.

Таблица 1 Определение замерзания тосола антифриза по его плотности.

Плотность тосола, антифризаг/см3

Содержание этиленгликоля в процентах % в тосоле, антифризе

Температура замерзания С тосола, антифриза

1,115

100

-12

1,113

99

-15

1,112

98

-17

1,111

96

-20

1,110

95

-22

1,109

92

-27

1,106

90

-29

1,099

80

-48

1,093

75

-58

1,086

67

-75

1,079

60

-55

1,073

55

-42

1,068

50

-34

1,057

40

-24

1,043

30

-15

Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля?

Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы.В случае замены ТОСОЛа или антифризав системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку)и блока (открыв кран или вывернув пробку),залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым тосолом или антифризом.

Срок хранения тосола или антифриза

Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 3 - 4 года (60 - 80 тысяч пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства, а то и того хуже начинает забивать отложениямивыделившихся солей каналы системы охлаждения автомобиля. Но все же есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока.
Антифриз, тосолна протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, как правило, не должен кардинально менять цвет, но если антифриз, тосолприобрел оттенок ржавогометалла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает детали системы охлаждения от коррозии.Если ОЖ стала такой через очень короткое время (цвет свежей жидкости стал коричневым), значит, вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега.Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то системазавоздушивается и двигатель начинает перегревается.
Кроме того, одним из признаков подделки является резкое полное обесцвечивание жидкости. Такой «антифриз» необходимо быстрее заменить.